Банки массово блокируют счета клиентов-предпринимателей

В рамках «антиотмывочного» закона банки начали активно применять черный список отказников. По этой причине многие российские бизнесмены столкнулись с отказами в проведении транзакций и блокировками счетов. Омбудсмен Борис Титов предложил регулятору создать службу для защиты предпринимателей от своеволия банкиров. Росфинмониторинг и сами банки надеются, что обращение уполномоченного по делам бизнеса позволит найти механизм для реабилитации угодивших в черный список клиентов, но последнее слово за Центробанком.
По сообщению «Коммерсанта», число жалоб на блокировки счетов и операций в десятки раз превышает количество иных обращений к омбудсмену Титову. В общественной организации «Деловая Россия» подсчитали: с начала года банкиры заблокировали порядка полумиллиона счетов предпринимателей. Вследствие этого деньги фактически замораживаются на таких счетах. Помимо этого, банки настаивают на отказе клиентов от сотрудничества с некоторыми контрагентами, а иногда даже предлагают предпринимателям добровольно отказаться от обслуживания в банке.
На основании жалоб Титов направил письмо регулятору с просьбой разобраться в проблеме. Он считает, что ЦБ должен сам оперативно реагировать на подобные ситуации и привлекать виновных в необоснованном отказе от проведения операций к ответственности.
Бизнес-омбудсмен предлагает главе регулятора Эльвире Набиуллиной провести специальное совещание с участием Росфинмониторинга и предпринимателей, чтобы обсудить практику применения банкирами «антиотмывочного» закона и найти баланс в соблюдении интересов финансистов и клиентов.
Эксперты отмечают, что массовые блокировки счетов напрямую связаны с черным списком, рассылаемым регулятором банкам. В список попадают физлица и компании, по каким-либо причинам получавшие отказы в кредитных организациях.
В комитете АРБ отмечают: еще до появления таких списков они предупреждали, что информационный реестр банки воспримут как предписание. Именно так и произошло. Если раньше банкиры применяли специальные технологии для выявления сомнительных операций, то с появлением списка они попросту блокируют счета попавших в него клиентов почти автоматически.
Причем механизма для реабилитации отказников не предусмотрено, хотя этот вопрос не раз поднимался. Массовые проблемы должны актуализировать этот вопрос. Необходимо лишь согласие регулятора на возвращение к обсуждению данной темы.