Российские банки планируют оценивать клиентов по покупкам

Финансы >> 10.10.2017, 22:50

Финансисты осваивают новый способ оценки платежеспособности, основанный на операциях клиентов по банковским картам. Уже свыше десяти игроков присоединились к тестированию проекта по анализу кредитоспособности.

Проект по транзакционному скорингу в пилотном режиме действует уже более полугода. Ранее в нем участвовали компании Visa и Equifax, но недавно к участникам присоединился Mastercard, рассказал РИА Новости один из знакомых с проектом источников.

Другой собеседник сообщил, что в понедельник прошла встреча участников проекта, где обсуждались первые результаты и намечались планы на дальнейшее развитие проекта. В нынешнем исследовании участвуют крупнейшие российские банки. Всего для анализа переданы сведения из 13 кредитно-финансовых учреждений.

Правда, в ходе опроса представителей топ-50 банковских игроков лишь трое подтвердили участие в тестировании: «Тинькофф банк», ВТБ и «Уралсиб». Mastercard и Visa еще не ответили на журналистский запрос.

Транзакционный скоринг является новым типом оценивания клиентов, обслуживающихся в конкретном банке. Финансисты оценивают платежеспособности физлица по суммам покупок, а также категории мест продаж – чем дороже товар и выше класс торгового заведения, тем больше шансов на предоставление кредита имеет заявитель.

Все бальше кредитных организаций интересуются подобным скорингом и выражают намерения присоединиться к проекту. Участвующая в пилоте группа ВТБ ожидает положительного эффекта от использования транзакционного метода, но точно
оценивать его будет по результатам разработки модели. Эту позицию разделяют и в «Тинькофф банке».

В «Уралсибе» заинтересованы во внедрении данного скоринга и участвуют в рабочей группе по разработке вместе с Visa и БКИ Equifax. Банковская пресс-служба констатирует: по предварительным результатам новая модель дает усиление до 9 п.п. к коэффициенту Джини (показатель степени расслоения общества).

Эксперты связывают популярность транзакционного скоринга с предсказуемостью поведения клиента на основе анализа его платежей. Однако здесь может встать вопрос о вторжении в частную жизнь. Поэтому банкам придется включать пункты о скоринге в пользовательское соглашение.