Сербия: протекционизм и патриотизм помогает местным производителям продуктов

Аналитика >> 02.12.2017, 19:34

Уже десятилетие Сербия пытается вступить в ЕС, но процесс может затянуться до 2025-го. При этом балканская страна экспортирует соседям гораздо больше сельхозпродукции, чем ввозит. Патриотичное население предпочитает покупать продукцию местных производителей – без «химии».

Глобализация добралась до гордой страны: на прилавках немало различных заграничных брендов, но чаще внимание покупателей привлекают полки с надписью «Сделано в Сербии». Тренд на здоровую пищу помогает в продвижении местных продтоваров. Несмотря на то, что фермерские продукты обходятся дороже, население берет их охотней, пишут «Вести».

Сербы никогда не испытывали проблем с едой, даже в период войны и экономического кризиса. Аграрное производство здесь весьма развито: во владении фермеров почти 90% земли. Видимо, поэтому тут самый низкий в Европе уровень использования пестицидов. Сербы выращивают зерновые, кукурузы, подсолнечник, различные овощи. Но самый большой доход приносят фрукты и ягоды.

Сербия является мировым лидером по экспорту малины. Расположенные в горных деревушках маленькие фермы выращивают ежегодно до 70 тысяч тонн этих ягод. А по производству слив и поставок чернослива сербы уступают лишь Китаю. На чистых балканских землях отлично растут абрикосы, груши, яблоки, черешня, персики, виноград. Фрукты и ягоды здесь собирают вручную и бережно упаковывают.

Государство помогает аграриям разными способами: ежегодно субсидирует фермеров, имеющих свыше 20 га земли, а также заключает экспортные контракты. Так, с Данией подписано соглашение об обучении сербов западным стандартам в аграрном секторе в обмен на продажи балканских продуктов.

Жители Сербии предпочитают местную мясную, молочную, кулинарную продукцию, хотя за нее приходится переплачивать. Но у покупателей имеется железный аргумент: «привозное неизвестно как производится».

Сербы с теплотой относятся к россиянам и готовы помогать «братьям» сельхозпродукцией. Даже санкции против России в 2014-м были встречены ими с оптимизмом: появилась возможность расширить рынок сбыта качественной продукции.